Школа
в Юрсове (ныне МОУ СОШ п. Пашково) была открыта в 1901 году. До этого с 1894 года обучение велось у
отставного унтер-офицера Шумина Алексея Степановича, выучившегося грамоте на
военной службе. С каждого ученика за зиму (с Михайлова дня - 21.11. до Пасхи)
он брал по 50 копеек и учил весь день, домой отпускал только на обед. Когда у
учителя были свои дела – он отпускал учеников пораньше или предупреждал, чтобы
они назавтра не приходили. Число учащихся доходило до 30 человек. Обучение
проводилось по букво-слагательному методу. После Шумина на тех же началах детей
обучал бывший солдат Аршинов Василий Савельевич.
В 1901 году была открыта церковно-приходская
школа на арендованной в деревне квартире. Учителем назначили Боронина,
окончившего 3 класса начальной школы. Боронин работал 2 года.
В 1903 году помещица Пашкова, которую
крестьяне не без цели избрали попечителем школы, построила здание школы из
старого кирпича, полученного после сломки сыроваренного завода. Школа стала
земской. В 1938г. над этим здание м построен второй деревянный этаж. (здание
сохранилось и сейчас, но в настоящее время не используется)
Учителей
стали назначать более подготовленных. Специально для учителя при школе имелась
квартира – большая классная комната, разделённая раздвижными дверями и
сообщавшаяся с классом. Школа становится
2-х комплектной с количеством учащихся от 75 до 90 человек.
В 1922-27 гг. в школе работали учителя
супруги Елисеевы, большие любители садоводства и огородничества. При них был
разработан школьный огород, где выращивались овощи и цветы. Для работы в летнее
время создавались две бригады учащихся из 3-4 классов. Осенью урожай делился
между членами бригады по числу выработанных ими часов.
В
1927 г. заведующим школой назначен Дедов Сергей Петрович, а в 1928г. был
переведён вторым учителем из д.Софьино Васильев Дмитрий Павлович. Общее число
учащихся насчитывало тогда 75 человек и на 2-х учителей было по 2 класса: 2 и 4
у Дедова, а 1 и 3 у Васильева.
По
четвергам в школе проводился «клубный день» - 2 урока, классные собрания,
пение, игры.
В 1929 г. для учащихся школы была
организована столярная мастерская.
Мысль об открытии 5 класса в Юрсовской школе
возникла до 1930 г. Дети некоторых служащих учились в Земетчинской школе, в 25
км. От Юрсова. Необходимость открытия семилетней школы к этому времени вполне
назрела. Не знали только с чего начать. Помог случай. В одном из журналов было
напечатано решение 2-го Партийного совещания по народному образованию,
проходившего в Москве в 1930 г., где говорилось о необходимости открытия 5-и
классов в школах сельской местности. Д.П.Васильев, заручившись поддержкой
директора лесхоза, парторга и предрабочкома, выступил на мартовском районном
совещании учителей и доказал необходимость открытия 5 класса Юрсовской школы
при наличии таких благоприятных условий, ка близость станции, лесхоза, завода,
помощи организаций и росте с.Юрсово как рабочего посёлка. Решение было принято
положительное.
Школу решили назвать не ШКМ, как всюду, а
ФЗС, т.к. она должна была связаться с заводами и с лесными организациями. В
этом случае можно было надеяться на помощь от лесных организаций, что
впоследствии и оправдалось.
В
апреле 1931г. Васильев уже выступал с предложением об открытии 7- летней школы.
На что был получен ответ об отсутствии
средств, и тогда было принято решение учителями, что они до 1 января 1932г.
будут работать бесплатно. Заведующим ФЗС назначен Васильев Д.П., а так же взял
на себя преподавание биологии и химии, его жена Васильева А.П. согласилась
взять преподавание русского языка и литературного чтения, а Дедов С.П. – физику
и математику. Начало занятий в ФЗС было определено на начало мая. Из поданных
70 заявлений отобрали 40-45 человек, руководствуясь социальным положением
родителей: рабочий, служащий, колхозник, бедняк, единоличник, зажиточный,
середняк. Фактически было принято 52
человека. К началу занятий изменился педагогический состав. Дедова С.П.
перевели в Воронеж, вместо него была назначена Кутасникова А.Я.- учитель
математики и Изосимов П.И.- лесничий – преподавать физику, но проведя 10 уроков
он отказался от работы, т.к. не мог совмещать работу в лесничестве и в ФЗС,
пришлось физику взять Кутасниковой. Так и осталось 3-е учителей на 5 классов. С
сентября 1931 г. появилась ещё одна учительница – Труфанова М.В. – она стала
преподавателем немецкого языка.
В
1932г. было принято решение о постройке новой школы, т.к. помещения уже
катастрофически не хватало. В 1933 году учеников уже принимало новое здание.
В
1933-34уч. г. в школе уже стало 8 групп с числом учащихся в 375 человек.
Появился и интернат для проживания 79 детей из отдалённых сёл, но число
желающих пользоваться интернатом доходило до 200, создавались комиссии отбора,
а в 1937г. уже официально были отпущены средства на содержание интерната,
пригласили воспитателя, техничку, приняли заведующего. Интернат имел большое
значение в развитии школы.
Школа быстро росла. Этому способствовала тяга
молодёжи к образованию. Уже в 1935 г. в школе был 451 человек.
На
родительском собрании было принято решение добиваться в 1935г. открытия в
Юрсове десятилетки.
Школа
всесторонне развивалась. Кроме стремления к 100% успеваемости, читались лекции,
работали кружки для детей и родителей: хоровое пение,музыкальный,
драматический, хореографический. Нередко учащиеся бывали на спектаклях
Земетчинского филиала Московского Малого Театра. Постановки театра поражали их
своей реалистичностью и художественностью игры. Артисты театра шефствовали над
самодеятельностью школы, помогали артисты муж и жена Доброхотовы.
С 1938-39 учебного года наша семилетняя
школа стала средней. Впервые в ней стали заниматься восьмые классы. Общее число
учащихся достигло 685 человек, учителей – 20.
Жизнь
школы стала ещё полней и разнообразней. Появился авиамодельный кружок,
пользующийся особой популярностью. Руководил им ученик Кондрашов Иван. Он
страстно любил это дело, хорошо разбирался в чертежах и всё свободное время не
выходил из мастерской. И была у него одна мечта – стать лётчиком. Что же? В
годы Великой Отечественной войны Кондрашов Иван летал на гидросамолёте и,
защищая Ленинград, погиб в боях с врагом. Посмертно он награждён
правительственными наградами.
В 1940-41гг. при школе были организованы
курсы шофёров. Весной курсанты держали экзамен по теории и практике вождения и
получили права, что впоследствии пригодилось на фронтах войны, а для многих
стало основной профессией в мирной жизни.
В течение двух лет выпускался
художественно-литературный журнал «Луч», где печатались рассказы и повести,
стихотворения, картины в красках, ребусы и загадки. Иллюстрации создавались
художниками-учащимися. В журнале много писал ученик Комаров Иван, впоследствии
он стал главным редактором областной газеты в г.Одесса.
1941 год. Выпускной бал.
Война. Учителя лишились отпуска, с учащимися работали на лугах, убирали сено,
пололи просо, рыли картофель. Здание школы приспособлено под госпиталь. Школой
государству было сдано 90 000 руб. Две учительницы сдали в фонд единственные имевшиеся у них золотые
вещи. На фронт шли посылки с вещами, продуктами, трогательными письмами.
Один из фронтовиков, Зиньков
Павел, вернулся с фронта контуженным. В течении двух лет не мог говорить.
Вылечился, поступил в 8 класс, успешно окончил его, за лето подготовил
программу 9 класса. Осенью сдал все экзамены и перешел в 10 класс. Окончив 10
классов, поступил в Московский энергетический институт.
Школа давала прочные знания.
В нашем поселке медицинские
сестра, работники лесного хозяйства, торговли – это все выпускники нашей школы.
Основа нашего учительского коллектива
– выпускники школы.